Чья же собственность внутридворовая парковка?

Похоже, что ничья... - то бишь общая, но в любом случае, не частная. Рейд по внутридворовым парковкам 28 октября, проведенный сотрудниками администрации и СМИ, высветил застарелую проблему - прАва автовладельца на собственность парковочного места, обустроенного за собственный счет.


Внтутридворовые парковки: как надо - и как нельзя

28 октября администрация города пригласила железногорские СМИ в показательный рейд по внутридворовым парковкам. Продемонстрировали образцовые и недопустимые.
Начали с дома №60/4 по ул.Ленина, где как раз завершалось асфальтирование последних трех машиномест за внутридворовой дорогой. Дворовая территория замежевана. Старший по дому Анатолий Чихирин рассказал, что общее собрание жителей проголосовало за полноценное обустройство парковки своими силами. Сначала нашлось 18 автовладельцев, оплативших отсыпку, асфальтирование, бордюры (в том числе для ограждения деревьев) под 18 машиномест, потом присоединились еще трое. Первым работы обошлись примерно по 13 тыс.руб. последним - уже по 18. Парковка размечена, на каждом машиноместе укреплена жестяная табличка с номером квартиры.
Однако на вопрос, является ли территория под парковкой землей общего пользования и может ли там поставить свою машину посторонний человек, - ни старший по дому, ни сотрудники администрации, инициировавшие рейд, внятного ответа не дали. Однозначный утвердительный ответ дал начальник Управления городского хозяйства Денис Быканов: да, несмотря на решение собрания и вложение личных средств, на обустроенную парковку может встать любая машина.
Второй пункт рейда - дом №19/2 по ул.Гагарина - послужил отрицательным примером. Случай - классический: микрорайон - старый, придомовая дорога узенькая (двум легковушкам не разъехаться), жители паркуются между деревьями на голой земле двора.
Представители власти напомнили порядок обустройства внутридворовой парковки силами жителей: сначала надо придти в Управление архитектуры, чтобы выяснить возможность размещения парковки, потом - провести общее собрание жителей. В случае положительного решения, проводится согласование со всеми коммунальными службами и дается разрешение на обустройство только с твердым покрытием: асфальтирование, либо съемные тротуарные плиты либо газонные решетки (в случае коммуникаций под землей). Потом можно приступать к строительству, после которого надо сдавать объект в эксплуатацию.
Третий пункт рейда был как раз по этой части - парковка так и не была сдана в эксплуатацию, хоть и обустроена еще в 2006 году. Жители дома №3 по ул.21-го Партсъезда разрешение получили, площадку отсыпали кварцитом - и на этом успокоились, не сдав объект в эксплуатацию. А поскольку требования к внутридворовым парковкам сейчас изменились - обязательное твердое покрытие (асфальт, плиты или решетка), огораживание деревьев, бордюры со стороны границ и их отсутствие со стороны дороги (для плавного въезда), то парковку придется жителям переделывать - в существующем виде ее не примут.
Четвертый пункт - тоже отрицательный пример. Около дома №7 по Детскому переулку дано разрешение на съемное покрытие (плитка или решетка) в виду коммуникаций в земле, но жители площадку заасфальтировали, она тоже не принята в эксплуатацию и что будет дальше, пока не решили.
Пятая остановка - положительный пример: возле дома №42/3 по ул.Ленина между узкой внутриквартальной дорогой и забором детсада жители уложили съемную тротуарную плитку.

По словам сотрудников административного отдела, всего с 2012 года по городу было подано 66 заявлений на обустройство силами жителей внутридворовых парковок, актов о введении в эксплуатацию - всего 16. Это надо учесть заявителям по остальным 50 заявлениям.

Вопрос собственности остается открытым

В качестве образца предъявили парковку, заасфальтированную возле дома №60/4 по ул.Ленина за счет заинтересованных жителей. Старший по дому Анатолий Чихирин рассказал, а сотрудники администрации подтвердили, что порядок обустройства этой парковки был соблюден - начиная с проведения собрания жильцов и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию. Парковка размечена с указанием номеров квартир. Автовладельцы из этих квартир ставят машины на «свои» места, в том числе - и ночью. То есть, фактически речь идет об узаконенной автостоянке около многоквартирного дома за немалую, но разовую плату.
Однако вопрос собственности парковочного места - несмотря на вложение частных средств в его обустройство, соблюденный порядок этого обустройства, решение общего собрания - остается открытым...
Согласно 36 статье Жилищного кодекса, земельный участок вокруг дома входит в общее имущество дома, принадлежащее всем собственникам помещений на праве общей долевой собственности (доля каждого пропорциональна площади квартиры). Согласно статье 37 ЖК ни один собственник не вправе выделить свою долю в натуре. Согласно статье 401 новой Главы 32 Налогового кодекса, общее имущество многоквартирного дома не является объектом налогообложения. Согласно пункту 12 статьи 1 Градостроительного кодекса (и по факту!) придомовой участок - это земля общего пользования (там беспрепятственно ходят люди).
С одной стороны, собственник у земли вроде как есть, но коллективный, без возможности выдела конкретного участка конкретному лицу. С другой - этот коллективный собственник налога за землю не платит, то есть, как бы не совсем собственник - потому что за любую другую долевую собственность налоги каждый платит (в соответствии с долями). С третьей, этот «как бы не собственник» - совсем не собственник придомовой земли, потому что земля-то имеет статус общего пользования.
И уж в любом случае житель дома не может быть собственником парковочного места около дома под предлогом его вложений в обустройство этого места. Де-юре собрание жителей может принять решение о сдаче в аренду парковок, а первые арендные платежи конкретных автовладельцев можно было бы принять в зачет средств, затраченных ими на обустройство парковки. Потом арендная плата могла бы пойти на спецсчет дома для использования в капремонте, например, или для компенсации тарифа МОП, который можно понизить под эти платежи, - или на целевой сбор по текущему ремонту подъездов. Такой порядок распространен в кое-где в Москве и Подмосковье. Но для этого там огородили дворы и поставили автоматические ворота (или сторожа).

У нас же дворы - это земля общего пользования и любой посторонний человек может приехать к любому дому и припарковать машину на любом из парковочных мест. То есть каждый автовладелец, вложившийся в парковку, должен помнить - да, он имеет право поставить здесь машину, но точно такое же право имеет любой другой автовладелец - и необязательно из этого дома.

3 комментария:

  1. Почему-то приводятся только "нужные" статьи закона. А как же быть с главой 7 ст 7.1 КоАП РФ "Самовольное занятие земельного участка или его части, в том числе использование его лицом, не имеющим предусмотренных законом РФ прав на указанный земельный участок....и т.д."
    Земельный участок,являющийся придомовой территорией, на котором паркуется транспортное средство гражданина, проживающего в соседнем доме , можно назвать "самовольно занятым" - штраф от 5 000 до 10 000 руб. Предложение власти за деньги граждан строить общественные стоянки мы услышали, как они прокомментируют эту статью закона?

    ОтветитьУдалить
  2. Этот комментарий был удален автором.

    ОтветитьУдалить
  3. PS Не говорится так же, что УК или ТСЖ , по решению жителей дома (собствеников придомовой территории) может запретить парковку на ней посторонних ТС или взымать плату за парковку.
    А к Денису Быканову будет предложение : вложите 18 000 в обустройство парковочного места ИЗ СВОЕГО КАРМАНА, а другие будут там парковать свои машины....а?
    Администрации стоило бы обратить внимание на парковки действительно "ничейные"...т.е муниципальные, пройтись рейдом , да поубирать оставленный там автохлам - глядишь и места для желающих парковать свои машины в чужих дворах появились бы.

    ОтветитьУдалить