Сколько городу нужно расчетных центров ЖКХ

Некоторых устраивает один существующий, другие создают свой второй, третьим не нужен ни один.

Не все рады появлению ГРЦ
Еще в феврале в «Эхо недели» поступила информация от управленцев жильем, что в городе создаются препоны новому расчетному центру ООО «ГРЦ» - в угоду монополисту ООО «РКЦ»: Коммунальщики не подписывают договора с ГРЦ и УК, поменявшими платежного агента, на старых условиях.
Речь - о комиссионных отчислениях МУПов расчетному центру за услуги начисления, сбора и перечисления платежей, которые получает РКЦ, но в которых отказано ГРЦ. Напомню: аффилированный с «Жилищником» ООО «РКЦ» с 2012 года был наделен полномочиями единого расчетного центра, став практически для всех УК и ТСЖ платежным агентом, а ООО «ГРЦ» был учрежден в 2016 году директорами УК, пожелавшими сменить агента. Это директор НУКа Михаил Смолин и директор УК «МУП ЕРЦ» Николай Капранов, к ним примкнули директор УК «МО «Электропромсервис» Александр Кобзарев и директор УК «Курс» Роман Шевцов.
Директора этих УК ситуацию подтвердили: МУПы платят комиссионные РКЦ за начисление и сбор платежей, а платить ГРЦ отказываются, требуя от УК 100-процентной оплаты коммунальных услуг - даже не от реально собранных взносов, а от начисленных.
Власть сказала, что не вмешивается
На запрос редакции был получен ответ за подписью замглавы города Дениса Быканова:
«В настоящее время в городе Железногорске действует несколько организаций, которые самостоятельно осуществляют деятельность расчетных центров, а именно: ООО «Комфорт», ТСЖ «Перспектива», ТСЖ «Ника», ООО «РКЦ», ООО «ГРЦ», ТСЖ «Кристалл»...
Администрация города не в праве вмешиваться в деятельность самостоятельных хозяйствующих субъектов, какими являются УК и РСО, которые в своей деятельности должны руководствоваться исключительно действующим законодательством, так, порядок заключения договоров поставки коммунальных ресурсов регламентируется постановлением Правительства РФ от 14.02.2012 №124, которым утверждены правила, обязательные при заключении управляющими организациями (ТСЖ, УК) договоров с ресурсоснабжающими организациями.
Вопросы о размерах комиссионных вознаграждений рассматриваются хозяйствующими субъектами самостоятельно, в рамках заключенных договоров на договорной основе.
Дополнительно сообщаем вам, что за февраль 2017 года денежные средства от УК, заключивших договорные отношения с ООО «ГРЦ» за оплату отпущенных коммунальных ресурсов - «холодное водоснабжение», «водоотведение», «отопление», «горячее водоснабжение» - на расчетные счета МУП «Гортеплосеть» и МУП «Горводоканал» не поступали».

Руководители УК и ГРЦ: отношение к расчетным центрам разное
Директор ГРЦ Владимир Караваев рассказал, что он и сотрудничающие с ним УК предложили коммунальщикам подписать трехсторонний договор, используя ту же схему, что и с РКЦ: прямые перечисления (минуя УК) за комиссионное вознаграждение. Но МУПы либо молчат, либо отказываются под разными предлогами. На сегодня договоры между УК и МУПами подписаны, но остались разногласия. Сейчас ситуация такова: ГРЦ работает, платежи начисляет, квитанции рассылает, деньги собирает, перечисляет, но оплачивают эту работу исключительно УК, которые ущемлены в правах после смены платежного агента. От МУПов нет никаких компенсаций ни ГРЦ, ни управленцам, сменившим платежного агента.
РКЦ, по словам Владимира Караваева, удерживает комиссию из коммунальных платежей: раньше это было 2,2%, сейчас 1% переложили на сотрудничающие с ним УК, а 1,2% по-прежнему платят МУПы.
Эту информацию подтвердили директора УК, сотрудничающие с ГРЦ. На мой вопрос, зачем было уходить от РКЦ к другому платежному агенту и вообще создавать ГРЦ, ответили так:
- есть требование законодательства о доставке платежного документа в почтовый ящик абонента. ООО «РКЦ» это не обеспечивает, ООО «ГРЦ» обеспечивает: сначала начисление, потом доставка платежного документа, потом оплата;
- есть требование законодательства о размещении информации в системе ГИС ЖКХ (государственная информационная система ЖКХ). ООО «РКЦ» предложило неприемлемые цены, пользуясь своим монопольным положением;
- постоянно растет стоимость услуг ООО «РКЦ»;
- по квитанциям ООО «ГРЦ» можно заплатить в любом банке, на почте, через интернет, не выходя из дома, и даже - в кассе ООО «РКЦ» (между расчетными центрами заключен договор стоимостью 1,3% от платежей).
Что касается неплатежей в начале года, то эту информацию директора УК частично подтвердили: из-за разногласий в договоре с РСО в феврале 2017 г. были несущественные (1-2 недели) задержки перечисления денежных средств в адрес РСО (МУПов). В настоящее время таких проблем нет.

Остальные «хозяйствующие субъекты» отмалчиваются
Поскольку власть сослалась на хозяйствующие субъекты, редакция обратилась к ним. Руководство ООО «РКЦ» на запросы редакции категорически не реагирует, дозвониться удалось только до юридического отдела: там сослались на коммерческую тайну.
Директора МУПов информацией тоже не балуют: выяснить, кто кому, за что и сколько платит, невозможно. Более того, «Горводоканал» и «Гортеплосеть» проигнорировали мартовские запросы редакции про дебиторские долги со стороны управляющих организаций (раньше эту информацию давали в виде таблицы перед каждым совещанием по ЖКХ, на которые приглашались и СМИ).

Эксперт: расчетные центры должны быть в МУПах
В качестве эксперта в данной ситуации мы пригласили Валентину Скабёлкину, курирующую тему ЖКХ в двух общественных организациях - городском общественном Совете и Центре общественного контроля.
Валентина Скабёлкина: «Не первый год анализирую ситуацию в системе ЖКХ и вижу, что система хороша для жилищного бизнеса, но, несмотря на постоянные изменения и дополнения в жилищное законодательство, эта система не становится более надежной для населения и жилого фонда. Безответственность, вольное пользование собранными средствами и неспособность большинства УК поддерживать техническое состояние и эксплуатационные качества жилого фонда - при вполне достаточных средствах, собираемых на эти цели.
УК - ненадежный посредник по сбору коммунальных платежей. Добровольные банкротства управляющих организаций (УО) продолжаются. На начало года задолженность УО перед РСО около 300 млн. руб., и далеко не все они собираемы. По этой причине РСО на грани банкротства. Частные коммунальные РСО принесут населению проблем больше, чем все вместе взятые УО. Кому это надо? В системе ЖКХ царит беззаконие при молчаливом согласии представителей власти и контролирующих органов (Государственной жилищной инспекции, муниципального жилищного контроля, прокуратуры). Нельзя бесконечно испытывать терпение населения. В этой системе надо наводить элементарный порядок.
Перевели РСО на прямые договоры с населением - это правильно. Но это полдела. В интересах населения надо передать коммунальным предприятиям и общедомовые сети с инженерным оборудованием, их содержание. А также - начисление и сбор платежей, в том числе, ОДН - не более норматива. В результате освободятся посредники (УК, расчетные центры), сократятся расходы и платежи. Эксплуатацией внутридомовых систем будут заниматься специалисты, которые в состоянии установить и устранить причины сверхнормативных расходов; аварийное и текущее обслуживание будет сосредоточено в единых центрах, что значительно снизит расходы. Ответственность за начисление и сбор платежей будет нести не посредник, а поставщик, что гарантирует их собираемость. Такая практика есть в других регионах.
УК освободятся от посреднических функций и займутся исполнением прямых обязанностей по содержанию и ремонту жилого фонда. Время покажет, нужны ли будут ООО «РКЦ», «ГРЦ», нужен ли один - или ни один не нужен. Скорее всего, ни один не нужен».

От редакции
Мы обзвонили все «организации, самостоятельно осуществляющие деятельность расчетных центров», указанные в ответе Дениса Быканова на наш запрос. Это УК и ТСЖ, начисляющие платежи исключительно своим управляемым домам - своими силами и за свои средства. Ни одна (ни одно) из них не является платежным агентом и не получает комиссионных от МУПов за начисление коммунальных платежей. Они все обязаны перечислять 100-процентные коммунальные платежи МУПам по показаниям общедомовых счетчиков - без всяких вознаграждений. Почему же ООО РКЦ имеет такие преференции от МУНИЦИПАЛЬНЫХ предприятий, и без того страдающих от дебиторских долгов?
Наш опрос показал, что горожанам безразлично, один платежный агент будет в городе или два (банки в расчет не берем, от них никуда не денешься), но ВСЕ БЕЗ ИСКЛЮЧЕНИЯ жители города заинтересованы в том, чтобы их деньги доходили до МУПов целиком, не обкусанные ни платежными агентами, ни УК, ни любыми другими посредниками - и сразу после оплаты, не прокручиваясь на чужих счетах. Если брать на вооружение жилищное законодательство, там ни о каких платежных агентах речи нет. Платежи, - а стало быть, расчет, начисление, сбор и перечисление, - должны обеспечивать управляющие организации, своими силами и средствами - что и делают те самые УК и ТСЖ, которые перечислены в ответе Дениса Быканова. Не надо изобретать велосипед...


Страницу подготовила Любовь Имекина.

1 комментарий:

  1. Анонимный22 июня 2017 г., 07:26

    ПОХОЖЕ РЕСУРСНИКАМ СВОИ Р.ЦЕНТРЫ И НЕ НУЖНЫ ВОВСЕ.ЗАЧЕМ НАПРЯГАТЬСЯ ЕСЛИ ВЛАСТЬ ПОЗВОЛЯЕТ 100% С УПРАВЛЯЕК СОБИРАТЬ.

    ОтветитьУдалить